(† после 1819?), мон.-старообрядец, «керженский постриженик» (см. ст. Керженец), составитель («издатель») «Алфавита российских чудотворцев» - обширного (641 л. листового формата) сборника житий рус. святых, сказаний о чудотворных иконах и служб им (составляют особый раздел), повестей о мон-рях и др. текстов (перечень наиболее крупных статей см.: Лукьянов. 1959. С. 167). Скудные сохранившиеся сведения об И. К. содержатся в записях переписчика единственного известного экземпляра «Алфавита...» (ЯМЗ. № 15544) - московского мещанина Ермила Федорова Бухарина.
Вопреки заглавию «Алфавит...» организован по хронологическому принципу («по времени каждаго бытия, держась более времени преставления и убиения»), в нем отсутствует алфавитный указатель (который обещан в предисловии, где упом. «каталог имен и по азбучному алфавиту»). В книге имеются 2 месяцеслова, именуемые «алфавитами» (отдельно к агиографической и к гимнографической частям), что в принципе позволяет использовать сборник и для богослужебных нужд. Время работы над рукописью «Алфавита...» нуждается в дополнительном исследовании, поскольку все даты в ней даны от сотворения мира и потому допускают двойное истолкование при переводе на летосчисление от Рождества Христова (с вычетом 5500 или же 5508 лет). В лит-ре (Лукьянов. 1959. С. 166; Плугин. 1974. С. 9) кодекс принято датировать 1807-1811 гг., при этом не учитывается, что переписка гимнографической части свода была начата в 1813 г., а дата завершения агиографического раздела не написана. Не менее вероятно (особенно с учетом данных филиграней), что речь должна идти о 1813-1819 гг. (бумага основной части имеет белые даты 1813 и 1814, указатели написаны особым почерком на бумаге с датой 1819). Ряд кратких сведений (памятей святых) приписан на полях разными почерками в позднейшее время.
И. К. собирал материалы для свода более 20 лет, делая особый упор на разыскание неизданных агиографических и гимнографических текстов (в предисловии отмечено наличие в «Алфавите...» более 60 житий и 45 служб, отсутствующих в печатных книгах). Напротив, широко известные по печатным изданиям тексты при включении в свод подвергались сокращению, порой значительному, так что они представляют собой в ряде случаев новые редакции, не имеющие, впрочем, особого научного значения. Опубликованными источниками «Алфавита...» послужили «Книга житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)) (обтекаемо называемая старообрядческим книжником «печатными Минеями Четьими»), Пролог, Киево-Печерский патерик (все без указаний на издания), а также, вероятно, одно из московских изданий «Святцев с летописью» - 1646 или 1648 г. (нельзя, впрочем, исключить полностью, что мог привлекаться и рукописный экземпляр этого месяцеслова, снабженного краткими историческими сведениями). Из рукописных книг составитель специально отмечает сентябрьский том Великих Четьих-Миней. Судя по характеру сведений, можно отметить также использование «Книги, нарицаемой о российских святых» и Иконописного подлинника Сводной редакции. И. К. сообщает в предисловии, что он использовал также некие книги «именитых Строгановых» и «древнего князя Пронского», не конкретизируя, о чем именно идет речь.
В датировке жизни святых, не имеющих Житий, И. К. находится в сильной зависимости от ненадежных источников, в первую очередь от «Книги, нарицаемой о российских святых», где в датах кончины святых часто недописаны цифры десятков и единиц (см.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского // Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 189-190). Примерами значительного отклонения «Алфавита...» от реальных дат, нуждающимися в специальном объяснении, являются отнесение кончины умершего в 1654 г. К-польского патриарха св. Афанасия III Пателлария Лубенского чудотворца, к 1438 (6946) г. и сообщение о его участии в Ферраро-Флорентийском Соборе 1438-1439 гг.
Своду предпослано обширное «предисловие, или предуведомление» И. К.- самостоятельное историко-богословское сочинение, посвященное предыстории и истории христианства, Церкви и святости на Руси. Изложение начинается с апостольских времен, в связи с чем упоминается приход на Русь ап. Андрея Первозванного. Значительное место в сочинении отведено возникновению мусульманства и пророку Мухаммаду, отступлению от истинной веры Западной Церкви, «последи же и Лютором и учеником его Калвином», упоминается миссия равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. В русской части повествования, доведенной до царствования Алексея Михайловича, постоянно проводятся параллели между византийскими императорами («греческими царями») и русскими св. князьями, К-польскими патриархами и Киевскими митрополитами. В соответствии с историографической традицией раннего XVII в. («Повесть како отмсти», «Иное сказание») Борис Феодорович Годунов объявляется виновным в смерти царя Феодора Иоанновича. В заключение И. К. предсказывает соединение «всех православных царств в единое Русское, и сия страна наречется Светлая Россия», и «останок христиан» во времена Второго пришествия будет «от сея России, а не от какой другой страны». В числе источников предисловия автором названы «Кормчая», «Книга о правой вере», «Синопсис», «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония, «Зерцало российских государей», «Феатрон, или Позор исторический», «древлеписьменная» «Книга степенная царского родословия» (судя по наличию в ней легендарной повести о Словене и Русе поздней редакции (см.: Буланин Д. М., Турилов А. А. Сказание о Словене и Русе // СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 444-447) в позднем (не ранее сер. XVII в.) списке), предисловие к «Архангелогородскому летописцу» (СПб., 1782).
В известном сейчас виде «Алфавит...» является незаконченным, или нужно предположить, что существовал утраченный к наст. времени (или же неразысканный) 2-й том свода (о к-ром, впрочем, составитель ничего не сообщает), поскольку в предисловии говорится, что И. К. поставил своей целью собрать жития рус. святых от времени равноап. кнг. Ольги до царствования Алексея Михайловича, при том что собственно агиографическая часть «Алфавита...» ограничивается по времени жизни святых 2-й четв. XVI в. (исключение составляет упоминание имен святых, не имеющих отдельных житий, сведения о к-рых заимствованы из святцев, «Книги, нарицаемой о российских святых» и Иконописного подлинника), наиболее поздним сказанием является повесть 3-й четв. XVI в. об иконах в Ругодиве (Нарве).
Агио-гимнографический свод И. К. не издан и в целом продолжает оставаться недостаточно изученным. В лит-ре он упоминается чаще всего в связи со свидетельством о месте захоронения прп. Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ре («под старой колокольней»).